22 мая 2021 г. Институтом Харькова и Офисом реформ Харьковского горисполкома был организован Круглый стол «Зеленая сеть Харькова», где обсуждались градостроительные, экологические и социальные аспекты развития зеленых зон Харькова. Основным докладчиком выступила Марина Крячко – руководитель студии ARTGEO, которая представила концепцию Зеленой сети Харькова, разработанную ГО «Другой путь». К обсуждению присоединились эксперты: Александр Буряк – профессор, доктор архитектуры, зав. кафедрой основ архитектуры ХНУБА, Екатерина Кравченко – кандидат географических наук, доцент кафедры социально-экономической географии и регионоведения ХНУ им. В. Н. Каразина, Олег Дроздов – основатель архитектурного бюро Drozdov&Partners и Kharkiv School of Architecture, Ольга Клейтман – основатель и руководитель SBM Studio и другие специалисты в области урбанистики, социологии, географии и экологии. Круглый стол исходной точкой формирования концепции «Зеленого каркаса» Харькова, проект которой выносится на обсуждение.
Концепция зеленого каркаса города. Экологический каркас (водно-зеленый каркас, экологический каркас) – это совокупность незастроенных и непокрытых искусственными материалами (например, асфальтом) городских территорий с растительным покровом. Базовая цель зеленого каркаса города – это создание комфортного микроклимата, поддержание благоприятного экологического состояния городской среды, которое напрямую влияет на физическое и психическое здоровье горожан.
Зеленый каркас – это “экологическая сеть” – система крупных озелененных территорий (ядер) связанных между собой непрерывными “зелеными коридорами” (Рис.1). Такая сеть служит для поддержания биологического равновесия между разрозненными участками озелененных территорий (ядер каркаса) и обеспечивает жизнеспособность элементов биоразнообразия (городских животных и растений).

Рис.1. Целостность экологического каркаса
Зеленый каркас города выполняет важную экологическую функцию — обеспечивает устойчивость и взаимосвязанность природных элементов в агрессивной урбанизированной среде, используя потенциальные возможности самовосстановления, самоочищения природных комплексов. Не меньшее значение имеют санация и реабилитация экологически ценных, но деградировавших природных комплексов (Рис. 2).

Рис.2. Содержание теории и практики ландшафтного урбанизма
Понятие «зеленый каркас» объединяет три подсистемы: природно-экологическую, градо-экологическую и социально- экологическую. Каждая из них играет свою важную роль в создании благоприятной устойчивой городской среды.
Природно-экологический – это система территориально и функционально взаимосвязанных участков озелененных территорий (сады, парки, скверы, набережные и другие зеленые территории большой площади), которые могут иметь различное назначение и использование. К зеленому каркасу города относятся как благоустроенные территории городских парков, скверов и набережных так и неорганизованные территории дворов, школ, больниц, кладбищ, линий электропередач и других инженерно-технических зон, незастроенные резервные территории (пустыри). Крайне важным свойством данной системы является способность к поддержанию естественных природных процессов и возможность восстановления природы.
Градо-экологический – это градо-инженерная система, которая отвечает за создание комфортного микроклимата для горожан, снижение негативного влияния сложившихся климатических условий. Сюда относятся навесы, защищающие от солнца (перголы), искусственные источники воды, озеленение городских улиц и т.д.
Социально-экологический каркас – система, которая отвечает за повышение эффективности использования городской территории и решает социальные задачи – настолько эффективно используются территории с точки зрения сети общественных пространств, какие функции выполняет, насколько эта роль отвечает запросам проживающих горожан.
Концепцию развития экологического каркаса следует рассматривать не только с точки зрения внутригородских связей, а также в разрезе природных межрегиональных связей. Это необходимо, поскольку внедрение существующей системы и проектных предложений в единый природно-территориальный целостный комплекс способствует эффективному управлению и рациональному использованию природных ресурсов региона.
Разработка и управление развитием зеленого каркаса требует внедрения специального программного обеспечения, которое создает симуляционные модели учитывая и увязывая между собой сотни различных параметров (Рис. 3). Такое предварительное моделирование позволит, например, предсказать поведение ветряных потоков, турбуленцию городской застройки и аэрацию города, и предупредит возникновение зон застоя выбросов от промышленных предприятий над жилыми территориями. Так, например, уже на протяжении многих лет такая полноценная климатическая инфраструктура работает в Сингапуре. Город разделен на районы и в соответствии с такими индикаторами как температура, влажность, ветер и др. климат каждого района индивидуально корректируется. Подобные проекты также успешно реализуются в Орлеане, Милане, Мюнхене, Каире и др.

Рис. 3. Градо-экологический каркас в симуляторе ENVI
Планы по развитию зеленого каркаса должны обязательно увязываться с работами других департаментов: стратегией мобильности; правилами землепользования и застройки (градостроительным зонингом); пространственно-экономическими планами; долгосрочными инвестиционными программами.
Здоровье жителей – основание развития экономики современного города. В течение последний десятилетий все большего распространения приобрел подход к развитию городов, который получил название Urban Health, в котором общественное здоровье рассматривается как базис экономического развития. Все городские программы развития и законодательные проекты в рамках этого подхода разрабатываются исходя из оценки перспективного влияния на здоровье и финансового благополучия горожан.
Устойчивая система внимательна к фундаментальным человеческим потребностям: чистый воздух, чистая вода, здоровье и достаточная еда, тишина, контакт с природой, защищённость, участие, творчество, свобода, любовь, красота. В этой системе человек видит себя не хозяином на короткий ограниченный срок, или эксплуататором земли, но хранителем и управляющим системой, которая начала существовать задолго до него и будет действовать долго после него.
Так, в ряде городов развитых стран запущены мониторинговые программы, которые территориально отслеживают различные показатели общественного здоровья и наличие факторов, которые на него влияют, например, количество людей с лишним весом и нарушениями ментального здоровья, уровень вредных выхлопов, количество зеленых насаждений и т.д., и анализируют комплекс факторов на степень риска повышения заболеваемости той или иной патологией. После чего, выстраиваются стратегии по нейтрализации или снижению этого риска и рассчитываются необходимые затраты.
Создание, развитие и постоянный мониторинг зеленого каркаса города – одна из необходимых мер, на которую опирается подход Urban Health. Его наличие позволяет рассматривать город как сложный организм с внутренними взаимосвязанными системами, чье корректное функционирование становится залогом повышения уровня здоровья горожан.
Здоровая среда города рассматривается на разных уровнях, более сотни параметров (Рис. 4), которые включают такие направления как: популяризация чистоты (уменьшение воздействия патогенов, аллергенов и опасных химикатов), улучшение качества воздуха (сократить проблемы с качеством воздуха в помещениях и улице, обеспечив достаточное проветривание и фильтрацию, управление влажностью воздуха), обеспечение качества воды (проверка безопасности), управление рисками и создание организационной стабильности (готовность к чрезвычайным ситуациям, обеспечение информированности), поддержка движения и комфорта, включая работу из дома (обеспечение активности и правильной эргономики), укрепление иммунитета (демонстрация преимущества физического и ментального здоровья, развитие культуры здоровья, сокращение курения), укрепление иммунитета (способствование физической активности в течение дня, здоровый сон), развитие психологической устойчивости (поддержка психологического здоровья, обеспечение доступа к природе и естественному освещению), поддержка психологической устойчивости сообщества и восстановления (поддержка и развитие общественных связей, обеспечение доступа к местным продуктам питания).

Рис.4. Стандарт WELL
Подход Urban Health также предполагает поддержку внедрения энергоэффективных технологий в строительную отрасль города.
Существующее состояние зеленых территорий г. Харькова. Основными зелеными территориями Харькова являются бассейны трех рек: Харьков, Лопань, Уды, а также три крупных массива лиственного леса, которые связаны с этими реками: с северо-востока площадью 100 кв. км вдоль правого берега реки Харьков; с северо-запада площадью 68,6 кв. км вдоль правого берега реки Лопань; с юга и юго-запада группа лесов и рощ в долине реки Уды, разделенных сельскохозяйственными территориями и населенными пунктами, площадью 27,7 кв. км. Лесные массивы, которые входят в черту города составляют 41,4 кв. км. (Рис. 5)

Рис.5. Природные территории Харькова (по М.Крячко)
Кроме лесных массивов в Харькове имеются природные территории двух типов: относящиеся к долинам рек и ручьев и расположенные вдоль их течения площадью 24,3 км; отдельные рощи, редколесья, участки луговой и степной растительности площадью 6,5 кв. км. Состояние речной системы в городе на данный момент находится в бедственном состоянии, в связи с чем обеспеченность водными ресурсами Харьковской области примерно в три раза меньше, чем средняя обеспеченность по Украине. Качество бассейнов ручьев и рек снижается с каждым годом в связи с нарастающими темпами и возрастающей плотностью застройки прибрежных территорией. В наиболее бедственном положении находятся бассейны малых рек – они высыхают. Малые площади их бассейнов имеют низкую способность к самоочищению и они не способны противостоять влиянию антропогенных факторов. Дополнительными негативными влияниями также являются: сокращение зеленых посадок вдоль рек, осушение, засыпка и застройка болот, заключение малых рек в трубы, нерегулярные и несвоевременные мероприятия по очистке русел рек (Рис. 6).

Рис. 6. Состояние рек и ручьев Харькова (по М. Крячко)
“Дикие” зеленые зоны Харькова могут стабильно существовать и образовывать устойчивые биотопы, которые имеют положительное влияние на экологическую обстановку в городе. Превалирующая часть растительности на этих территориях не нуждаются в организованном поливе, прополках, регулярной борьбе с сорняками, сборе и вывозе листвы. Однако, подобные территории не являются привлекательными и безопасными с точки зрения их заброшенности, отсутствия их какого-либо функционального наполнения и постоянного потока пешеходов. Зеленые зоны такого типа не могут быть использованы и обжиты как общественные городские пространства в полной мере.
Опасность существования таких островов “дикой” природы в городе также связана с бесконтрольным распространением карантинных и регулируемых вредных организмов, например, таких как амброзия, популяции клещей, насекомых – вредителей растений, которые могут принести существенный вред здоровью городского населения, а также негативно повлиять на сельскохозяйственную деятельность в области.
Также в Харькове существует система зеленых насаждений общественных территорий города площадью 13,5 кв. км: парки, скверы, бульвары – 7,2 кв. км; сады и парки учебных, научных и исследовательских заведений – 1,8 кв. км; сады и парки больниц – 1,9 кв. км; кладбища – 2,7 кв. км (Рис. 7). Данные территории не соединены между собой в единую систему и зачастую представляют относительно небольшие по площади, ограниченные по периметру зеленые зоны. В таком ограниченном виде, озелененные городские участки земли не могут полноценно выполнять свои основных функций – создание комфортного микроклимата, поддержание благоприятного экологического состояния городской среды.

Рис. 7. Структура общественных пространств Харькова (по М. Крячко)
Проблемы создания зеленого каркаса Харькова в советский период и его стихийного развития после 1991 г. Вопрос комплексного озеленения города был поднят еще в 1930-х – 1940-х гг. научным ядром харьковского “Гипрограда”. Тогда специалисты разработали систему основных качественных показателей (среди которых: тепловое излучение поверхностей, летний климат комнат, аэрация улиц и помещений, мелиорация микроклимата и т.д.) и предложили мероприятия, которые бы обеспечивали комфортные санитарно-гигиенические условия для проживания людей в городах. В этот же период была разработана структура зеленых зон, были заложены крупнейшие зеленые парки и скверы центральной части города, созданы зеленые пояса отграничивающие огромные производства от селитебных территорий (напр., парк им. Малышева).
В 1950-х – 1970-х гг., в период разворачивания программ массового обеспечения жильем сотен тысяч горожан, зеленое проектирование приобрело поточный комплексный характер. Научно-исследовательскими институтами были рассчитаны необходимые нормативы количества зеленых насаждений на количество человек, разработаны типологии зеленых насаждений, типовые проекты их пространственной организации. Так, в каждом жилом массиве проектировались большие парки районного значения, которые могли занимать площадь микрорайона (например, парк “Победа” на Салтовке, “Зустріч” на Новых Домах), в каждом микрорайоне были предусмотрены озелененные спортивные (часто с размещением общественного стадиона) и общественные зоны в виде скверов, озеленение территорий садов и школ, придомовых территорий, создание зеленых транзитных прогулочных коридоров внутри микрорайонов. Между собой микрорайоны часто отделялись зелеными бульварами.
Кроме того, с середины 1970-х – 1980-х гг. на волне распространения “средового подхода” ландшафтное проектирование стало приобретать доминантное значение. Неорганизованные природные зоны, например, такие как Алексеевская балка, Журавлевские склоны стали рассматриваться как потенциальные территории для размещения рекреационных объектов.
Уход и контроль за зелеными насаждениями производился централизовано за государственный счет.
С обретением Украиной независимости советская система эксплуатации и ухода за зелеными насаждениями была разрушена, достаточного финансирования для ее содержания не было. В связи с этим: часть зеленых территорий города были выделены под застройку; парки превратились в территории с ограниченной функциональной наполненностью около входных зон, большая часть парков превращалась в небезопасные в условиях нарастающей криминализации пустыри; территории обанкротившихся заводов также превратились в “дикие” бесконтрольные территории, территории учебных заведений и придомовые территории содержались на средства, выделяемые городом и оплачиваемые местными жителями. Как правило, выполнялось точечно низкоквалифицированными работниками и управляющими жилищно-эксплуатационных структур.
Развитие зеленого каркаса вплоть до середины 2010-х гг. происходило естественным (бесконтрольным) образом в условиях стихийно развивающегося нестабилизированного криминализированного рынка. Наиболее перспективные с точки зрения доминирующего капитала участки отводились под застройку, без учета последствий для города. Так, была частично застроена территория Лесопарка, Журавлевского гидропарка, Шатиловка.
С 2012 г. городской совет в Харькове стал инициировать проведение комплексных реконструкций зеленых зон в центральной, а затем в периферийных частях города. Были проведены работы в Городском парке (им. Горького), саду Шевченко, Саржином Яру, парке Зустрiч, городском зоопарке.
Точки развития экологического каркаса Харькова. Детальная инвентаризация территорий для выявления ключевых территорий развития, разработка и реализация пилотных проектов будут первыми шагами в реализации проекта “Зеленый каркас Харькова”.
В первую очередь будут выявлены дефицитные участки в городе, участки с неблагоприятными микроклиматическими условиями, территории для создания зеленых узлов, классифицированы типы растительного покрова и виды их использования. Каждый элемент среды должен иметь свой смысл и играть свою роль в общей системе. Предлагается оценивать их не с точки зрения соответствия тем или иным нормативам и концепциям, а брать такими какие они есть сами по себе, и работать с ними моделируя средства по улучшению общей экологической ситуации минимальными средствами. Устойчивая архитектура и модель расселения будет разработана на основе баланса между отдачей и потреблением земельных ресурсов.
В состав зеленого каркаса Харькова войдут все сложившиеся ландшафтные типы озелененных территорий: русла, долины, берега и набережные рек Харьков, лопань, Немышля и Уды, а также их притоков; природные комплексы – лесопарки, рощи, лугопарки; общественные парки и скверы, примыкающие к зеленой сети; зеленые территории ограниченного использования – кладбища, больничные парки и парки учебных заведений; преобразованные в общественные зеленые пространства территории свалок, пустырей, лесозащитных полос; полосы отвода заброшенных и незагруженных железнодорожных путей; зеленые улицы в районах малоэтажной застройки, аллеи и пешеходные улицы в микрорайонах; земли с/х назначения, которые используются для продуктивного сельского хозяйства: огородничества, плодоводства, выращивания биотоплива, декоративных растений, различных видов цветочной резки. (Рис.8)

Рис.8. Потенциальные территории для развития Зеленого каркаса
Кроме того, предполагается увеличение площади озеленения практически на всей протяженности речной системы; принятие мер по сохранению болот в долинах рек Харьков и Лопань; создание системы ливневых парков в бассейнах рек и ручьев; ликвидация пустырей, части преград и искусственно созданных препятствий; освобождение части малых рек и ручьев из труб; создание компенсирующих лесных посадок в истоках малых рек и ручьев.
Необходимость разработки градации зеленых территорий. Стратегический документ, который нужно разработать на первом этапе реализации проекта “Зеленый каркас Харькова” должен нормативно закрепить зонирование городского зеленого каркаса.
Такой зонинг зеленых территорий представляет собой регламент использования и развития отдельных участков зеленого каркаса и дополняет общий градостроительный зонинг. Зонинг зеленых территорий включает в себя указание таких характеристик территории как: границы зоны; описание предпочтительных типов растительного покрова; возможность ведения строительства; допустимое функциональное наполнение, в том числе выделение ведущего функционального вектора развития; степень коммерциализации территории; уровень допустимого шума; использование типовых элементов благоустройства; описание мероприятий по уходу за территорией. Зонинг также должен включать предложения по расположению улиц и территорий с вертикальным озеленением и водяными садами, а также учитывать миграционные пути животных и растений.
Разработка зонинга зеленого каркаса города опирается на типологическое разнообразие, построенное на принципиальной, базовой биполярной «растяжке» от максимально искусственных, не природных типов, до максимально естественных, «диких», природных объектов, что позволяет создавать новые комбинаторные типы зеленых зон, учитывающие местные условия и социальные контексты.
Кроме того, зонинг разрабатывается с учетом концепции “зелень в 10-ти минутной доступности”, чтобы, с одной стороны, территория города использовалась функционально-насыщенно и в центре и в периферийных районах, с другой, создавала равно-комфортные и здоровые условия жизни для каждого горожанина.
При разработке проектов отдельных территорий зеленого каркаса должны быть учтены все его элементы: ядра каркаса, зеленые и водно-зеленые коридоры вдоль рек, которые должны быть спланированы с ориентацией на базовые типологические группы (Рис.9). Так, например, ядра экологического каркаса могут иметь различное функциональное наполнение и принадлежать к типологическим группам от максимально диких природных парков до парков аттракционов. Внутри подобной растяжки выделяется следующая типология – дикие природные парки, парки-сады, детские парки-сады, парки спортивные, гидропарки, выставочные парки, ботанические сады, дендрологические сады и дендропарки, мемориальные парки, парки культуры и отдыха (чисто советское изобретение), лечебно-оздоровительные парки, выставочные парки и парки-аттракционов. Эта типология распределяется по следующим базовым типологическим группам: рекреационная (дикие природные парки, парки-сады и дендропарки, мемориальные парки), рекреационно-оздоровительная (лечебно-оздоровительные парки, парки спортивные), рекреационно-культурная/просветительская (ботанические сады, ботанико-дендрологические сады), рекреационно-развлекательная (гидропарки, парки культуры и отдыха, выставочные парки и парки-аттракционов). Несомненно, разделение на группы условное, и каждая из них может иметь вкрапления из иной типологической группы при наличии ведущей функции, которая занимает доминирующее положение в “программе” парка. Например, спортивные парки могут иметь как рекреационно-оздоровительную, так и развлекательную составляющую, а выставочные парки помимо развлекательной могут иметь культурно-просветительскую составляющую. Те же площадки для творчества, где будут устраиваться фестивали художественного высаживания цветов и растений могут быть включены в гидропарки, парки культуры и отдыха, выставочные парки и ботанические сады. Подобные мероприятия будут носить как внутригородской характер, так и выходящий на следующий уровень расширения, с привлечением творческих иногородних жителей.

Рис. 9. Таблица типологических групп экологического каркаса
“Зеленые коридоры” и “водно-зеленые коридоры” экологического каркаса могут принадлежать как к чисто рекреационной типологической группе, так и к рекреационно-развлекательной и культурной. Например, внутри зеленых коридоров могут периодически организовываться выставочные площадки и площадки для творчества, устраиваться соревнования и другие культурно-развлекательные мероприятия. Разрабатывая экологический каркаса города у нас есть возможность опереться на опыт проектирования прогрессивных городов. Например, Зеленый Архипелаг – это новая концепция развития Рима, которая связывает центр города с парками в периферии и “Agro Romano” – главным наследием Римского ландшафта (Рис.10). Также примером может быть стратегия развития Дублина, где особое внимание уделено проблемам формирования устойчивой «зеленой инфраструктуры» города, так как стратегия базируется на сохранении и развитии системы открытых соединенных друг с другом озелененных пространств и расширению их функционального насыщения для создания комфортной и экологически устойчивой среды города. Париж, Мельбурн, Лондон (Рис. 11), Лейпциг, Берлин, Амстердам, Сингапур (Рис. 12) также могут послужить хорошим примером работы над созданием экологического каркаса города.

Рис.10. Зеленый архипелаг. Устойчивое переосмысление городской модели, ориентированной на преобразование Рима.

Рис. 11. Олимпийский Парк им. Королевы Елизаветы в Лондоне. (EDAW и Buro Happold, LDA Design совместнос Hargreaves Associates , Arup и Atkins)

Рис.12.Схема плана градостроительного развития Сингапура к2030 г.
Следует взять во внимание проекты, которые являются малыми шагами в системе общей концепции. Это проект, который будет реализован в Лондоне в районе нижнего течения Темзы, где будет проложен зеленый путь Ripple Greenway (Рис. 13,14). В Роттердаме создают зеленую сеть, где городские парки, скверы, бульвары и набережные связываются между собой зелеными коридорами. Так новый проект от LOLA соединяет парк с бульваром через систему проходных дворов, и таким образом создается особый маршрут, благоприятствующий комфорту и горожан, и животных. На территории Университета в Твенте по проекту того же LOLA идут масштабные преобразования. Старые парковки обретают деревья, на одной из них создается многофункциональное свободное пространство в окружении садов. Вся вода с университетской площади будет сбрасываться в озеро, и очищаться с помощью водных растений.

Рис. 13. Проект Ripple Greenway, Лондон

Рис. 14. Проект Ripple Greenway, Лондон
Важно отметить, что зонинг зеленых территорий – это дигитальный документ, который будет меняться, отражая текущие изменения городской жизни. Предполагается создание экспертной мониторинговой группы, которая будет фиксировать важные изменения антропогенного и природного характера и актуализировать содержание ограничений, закрепленных в зонинге. В состав этой группы должны входить специалисты разных профилей – врачи, климатологи, экономисты, экологи, географы, урбанисты и др. Немаловажным в процессе разработки зонинга является проведение регулярные общественных слушаний и включение в процесс других инструментов гражданского участия, а также проведение ознакомительных и обучающих мероприятий для специалистов и работников, которые будут непосредственно отвечать за эксплуатацию зеленых зон и производить непосредственный уход.
Ключевые пилотные проекты. В городе и ранее велись работы по проектированию более экологичной среды. Прежде всего, это проекты ОО “Другой Путь” (М. Крячко) (Рис.15), архитектурного бюро “Drozdov & Partners”, разработки архитектурных вузов города. Однако, эти проектные предложения имели рекомендательный характер и степень проработки на уровне идеи или концепции.

Рис.15. Город коротких путей (М. Крячко)
Работа по созданию зеленого каркаса Харькова будет представляет собой долгосрочный комплексный проект, однако идеи и проектные предложения, которые уже были разработаны в Харькове будут приняты во внимание и учтены в дальнейшей работе.
Так, перспективным с точки зрения своего масштаба и значимости для города является проект ГО “Другой путь”, в котором предложено связать непрерывным зеленым коридором самый большой периферийный район города – Салтовский жилмассив с центром города (Рис.16).
Он представляет собой составную часть велосипедного сегмента системы мобильности города и связан удобными коммуникации с прилегающими городскими магистралями – улицами Шевченко, Академика Павлова, Героев Труда и Московским проспектом. Такое решение позволит разгрузить существующую транспортную систему и будет стимулировать дальнейшее развитие велодвижения в городе. Важной особенностью этой зеленой зоны является ее развитие как транзитной, а не места, куда нужно специально приезжать за отдыхом. Это качественно новый тип озелененной территории, которая отсутствует в городе.

Рис. 16. Вело-пешеходный маршрут Другой путь (М. Крячко)
Велопуть проходит через многоэтажные микрорайоны Салтовского жилмассива и малоэтажные периферийные территории с низкой плотностью населения, которые характеризуются недостаточным уровнем социокультурного обслуживания, вдоль крупнейших торговых-развлекательных центров города (Караван, Дафи, Барабашовский, Конный рынок), и неподалеку от ряда высших и специальных учебных заведений Харькова, общежитий и студенческих городков.
Интересен с точки зрения комплексного подхода и проект набережной “Green Сorridor” (2018) команды О. Дроздова (Рис. 17). В нем предложено проведение ревитализации прибрежной территории, которая включит в себя работу по разным направлениям: создание новых набережных и парков, реорганизация бывших промышленных зон, улучшение существующей сети мостов.


Рис.17. Green Сorridor (О. Дроздов)
Проектно-исследовательская работа над ревитализацией харьковской набережной с привлечением студентов проводилась и научно-педагогическим составом Харьковского национального университета строительства и архитектуры. Был проведен вариантивный поиск организации фрагмента Харьковской набережной от Харьковского моста в сторону ул. Гражданской (к т.н. “Горбатому мосту”) и фрагмент реки Лопань между мостами Бурсацкого спуска и Рогатинского переулка.
Эти территории были рассмотрены с точки зрения размещения на них предприятий общественного обслуживания и улучшения экологических условий существования реки – изменение планировочной структуры фрагмента набережной.
В результате реализации проекта “Зеленый каркас Харькова”:
- будет создана здоровая и комфортная городская среда для жизни харьковчан;
- появятся новые общественные места для разнообразного отдыха и прогулок горожан;
- будут обеспечены равные условия проживания в городе для велосипедистов, пешеходов, людей разного возраста и достатка;
- будут реализованы непрерывные зеленые коридоры, которые соединят периферийные районы города с центром и между собой;
- будет созданы условия для безопасного сосуществования горожан и городской флоры и фауны, не нарушающей ее биоразнообразия;
- будет создан оптимальный микроклимат для горожан, уменьшены площади городских «островов тепла», воздух будет обогащен кислородом и очищен от пыли; дождевой поток и скорости ветра будут отрегулированы
- будет созданы условия для грамотного регулирования связанных с зелеными зонами вопросов проектирования жилых комплексов, бизнес-центров, медицинских и других общественных сооружений в контексте “Зеленого каркаса Харькова”.