Отношение харьковчан к системе оплаты E-ticket

Отношение харьковчан к системе оплаты E-ticket

Human Research

МЕТОДОЛОГИЯ ОПРОСА

Опрос «Отношение харьковчан к системе оплаты E-ticket в городском транспорте» проведен с 8 по 14 февраля 2021 года компанией Human Resourch.

Данные собраны методом проведения личных (F2F) интервью по месту жительства респондентов (квартирный опрос) с помощью планшетов (TAPI) и платформы для онлайн-опросов Lemur. Объем выборочной совокупности составляет 629 респондентов. Выборка пропорционально стратифицирована по признаку административные районы Харькова. Выборочные ошибки для массива в целом с вероятностью 0.95 не превышают 3.9% для данных близких к 50%, 3.4% для данных близких к 25% и 2.3% для данных близких к 10%. Параметры выборочной совокупности в целом отражают модель генеральной совокупности и отвечают требованиям репрезентативности, что позволяет распространить выводы исследования на жителей города Харькова в в целом.

1. СПОСОБЫ ОПЛАТЫ В ГОРОДСКОМ ЭЛЕКТРОТРАНСПОРТЕ

Наиболее популярным видом общественного транспорта является метро, которым с разной интенсивностью пользуется 91% харьковчан. Для 41% жителей города метро является ежедневным способом передвижения. Троллейбусами пользуются всего 76% и 35% регулярно, трамваями — 64% и 21% соответственно.

Рисунок 1. «Какими видами городского электротранспорта троллейбус, трамвай, метро Вы обычно пользуетесь и как часто?» (все опрошенные, N=629), %

Число пользователей E-ticket примерно одинаково во всех видах городского электротранспорта (77–79%), и это в настоящее время наиболее распространенный способ оплаты проезда в Харькове.

Рисунок 2. «Как Вы обычно оплачиваете проезд? Выберите все способы оплаты, которыми сейчас пользуетесь» (пользователи метро: N=571, пользователи троллейбусов: N=480, пользователи трамваев: N=400), %

2. ДОВЕРИЕ К СИСТЕМЕ ОПЛАТЫ E-TICKET

В целом харьковчане доверяют системе E-ticket — скорее или полностью доверяют 91% респондентов. Показатели доверия среди горожан разного возраста, а также среди льготных и полнотарифных пользователей E-ticket существенно не отличается. Заметно ниже доверие у тех харьковчан, которые не пользуются E-ticket (хотя баланс оценок доверия-недоверия положительный). Очевидно, что недоверие к E-ticket являеся одной из возможных причин отказа пользоваться этой системой.

Респондентам, которые не доверяют E-ticket, задавался прямой вопрос о причинах их недоверия. Чаще всего такие люди сомневаются в честности системы и надежности системы. В значительной мере недоверия связано с недостаточной информированностью о том, как работает E-ticket. Еще одной причиной недоверия является нежелание принимать новое, отказываться от привычных моделей поведения, консерватизм — «усложняет жизнь», «проще заплатить наличными».

3. ОЦЕНКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ E-TICKET

Общая оценка системе E-ticket достаточно высокая. Почти половина харьковчан (48%), которые пользуются этой системой оплаты, оценили работу системы на 10 из 10, 84% поставили оценки не ниже 8. Средняя оценка составила 8.78 по 10-бальной шкале. Причем, средние оценки системе E-ticket льготных и полнотарифных пользователей очень близки и значимо не отличаются — 8.81 и 8.75 соответственно. Харьковчане разного возраста также дают близкие оценки — 8.65 среди молодежи (до 25 лет), 8.80 среди тех, кому от 26 до 59 лет, и 8.89 среди людей старшей возрастной группы (60+).

Рисунок 3. «Оцените, насколько Вы в целом довольны использованием E-ticket по 10-балльной шкале от 1 «совершенно недовольны» до 10 «очень довольны»  (пользователи E-ticket: N=493), %

4. ПРИЧИНЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И НЕИСПОЛЬЗОВАНЯ E-TICKET

Три основные причины использования E-ticket — экономия времени, отсутствие необходимости искать / разменивать деньги для проезда (что часто становится проблемой для пассажиров метро), а также бесплатное получение льготной карточки. Очевидно, что решающими причинами для полнотарифных пользователей являются экономия времени и безналичная оплата проезда, а для льготных — бесплатное предоставление карты E-ticket.

Рисунок 4. «Почему Вы стали пользоваться системой оплаты E-ticket?»  (пользователи E-ticket: N=493, льготные пользователи E-ticket: N=201, полнотарифные пользователи E-ticket: N=292), %

Основная причина, по которой E-ticket еще не используется, заключается в консервативности тех пассажиров, которым отказатья от привычных способов оплаты кажется сложным или неудобным. Неинформированность про систему E-ticket, недоверие к E-ticket или необходимость тратиться на приобретение карты не являются для большинства тех, кто еще E-ticket не пользуются, по их словам, решающими причинами.

На вопрос о перспективах пользоваться E-ticket в будущем, мнения тех, кто этой системой еще не воспользовался, разделились — 48% отвечают утвердительно,

Рисунок 5. «Почему Вы не пользуетесь E-ticket?»  (те, кто не пользуется картой E-ticket: N=136), %

* Среди других причин назывались в основном такие: нет необходимости в карточке из-за нечастого пользования транспортом; или из-за возможности бесплатного проезда; карту заблокировали; карта оформляется, но еше не получена и т.п.

Респонденты могли выбрать несколько вариантов ответа, поэтому сумма всех ответов > 100%

Рисунок 6. «Вы планируете или нет пользоваться E-ticket в будущем?»  (те, кто не пользуется картой E-ticket: N=136), %

догори