
отчет по результатам онлайн-опроса
ОБ ИССЛЕДОВАНИИ
С 19 по 27 мая 2021 года по инициативе объединения «Харківська соціологічна мережа» социологами Харьковского национального университета имени В.Н. Каразина совместно с компанией New Image Marketing Group (г. Харьков) проведен онлайн-опрос харьковчан и жителей Украины на тему имиджа города Харькова. Объем выборочной совокупности составляет 201 житель города Харькова и 465 жителей других областей Украины. Опрос проведен на основании всеукраинской онлайн-панели опросов с помощью платформы Lemur. Сбор данных проведен компанией New Image Marketing Group. Разработка инструментария, обработка и анализ данных выполнены социологами Каразинского университета.
В ряде вопросов отчета проводится сравнение регионов Украины: отдельно столица г. Киев, Север (Киевская, Житомирская, Сумская, Черниговская области), Центр (Винницкая, Кировоградская, Полтавская, Черкасская области), Восток (Днепропетровская, Донецкая, Запорожская, Луганская), Запад (Волынская, Закарпатская, Ивано-Франковская, Львовская, Ровненская, Тернопольская, Хмельницкая, Черновицкая области) и Юг (Николаевская, Одесская, Херсонская области).

ЖИТЕЛИ УКРАИНЫ И ХАРЬКОВ: ФОРМЫ СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ





МНЕНИЯ ЖИТЕЛЕЙ УКРАИНЫ О ХАРЬКОВЕ





ХАРЬКОВ КАК ТУРИСТИЧЕСКИЙ ЦЕНТР









РЕЗЮМЕ
80% жителей Украины, проживающих за пределами Харьковской области, говорят, что с Харьковом их связывают разные обстоятельства — друзья, родственники, командировки, получение образования и т.д. 29% нехарьковчан в Харькове никогда не бывали. Чаще бывают в Харькове жители Киева, а также восточных, южных и северных областей. Чаще всего в Харьков приезжают к друзьям, в рабочие или деловые поездки, а также с целью туризма, отдыха, знакомства с городом. Большинство опрошенных (69%) посетили Харьков за последнее десятилетие, 17% побывали в Харькове в последние два года.
В целом как харьковчане, так и жители других регионов позитивно относятся к Харькову — этот город нравится (ответы «очень нравится» и «скорее нравится») 83% харьковчан и 65% жителям других регионов. Харьков сравнительно больше нравится жителям восточных, северных и центральных областей Украины, а также жителям столицы. Симпатии к Харькову зависят от времени его последнего посещения — чем ближе к нынешнему дню побывали респонденты в Харькове, тем больше позитивных оценок. На вопрос о том, возникает ли желание жить в Харькове, 8% украинцев отвечают «точно да», 25% — «скорее да». Знают, что не хотели бы жить в Харькове 40% украинцев.
Для нехарьковчан город Харьков ассоциируется, прежде всего, с «первой столицей», красивым городом с его парками, и именем его прежнего мэра Геннадия Кернеса. У самих харьковчан похожие ассоциации с родным городом — чистый, красивый, ухоженный.
Представления о Харькове харьковчан и нехарковчан достаточно похожи. Харьков — это важный исторический центр Слобожанщины, центр науки и образования, «студенческая столица» Украины, крупный центр промышленного производства, большой торговый центр, зеленый город, город красивой архитектуры, город творчества, искусства и культуры. Большинство респондентов соглашаются с такими характеристиками Харькова. О том, что Харьков является туристическим центром Украины, говорят 59% харьковчан и 68% жителей других регионов. Жители Харькова в меньшей мере осознают туристический потенциал своего города, чем жители друих областей Украины.
В целом Харьков видится как достаточно привлекательный для туризма город, так считает большинство и харьковчан и нехарьковчан. Большинство жителей украины, не проживающие в Харькове хотели бы посетить этот город в роли туристов. Больше всего их
привлекают исторические достопримечательности, парки и скверы, прогулки по городу. Многие нехарьковчане вспоминают, кроме парков, про харьковский зоопарк, как про очень интересную туристическую дестинацию. Сами харьковчане считают, что в их городе нужно увидеть, в первую очередь, парк Горького, парки, скверы и сады, исторический центр города. Наиболее известными для нехарьковчан объектами Харькова являются центральная площадь города — площадь Свободы, памятник Тарасу Шевченко в саду Шевченко, Парк культуры и отдыха имени Горького. Узнаваемыми являются харьковские соборы (Благовещенский, Успенский), театр оперы и балета, фонтан «Зеркальная струя». Среди объектов, которые туристы хотели бы посетить, — «Зеркальная струя», зоопарк и дельфинарий, сад Шевченко и парк Горького, а также объекты, с которыми туристы знакомы относительно меньше — канатная дорога и Саржин яр.
МЕНЕДЖМЕНТ И ИСПОЛНИТЕЛИ ПРОЕКТА
Александр Кизилов
кандидат социологических наук, директор Центра социально-гуманитарных исследований, заведующий кафедрой методов социологических исследований ХНУ им. В.Н. Каразина
Олег Синаюк
директор социологического центра New Image Marketing Group
Ирина Кузина
кандидат социологических наук, доцент кафедры методов социологических исследований ХНУ им. В.Н. Каразина
Игорь Даниленко
старший преподаватель кафедры методов социологических исследований ХНУ имени В.Н. Каразина
Александра Педченко
ведущий инженер Центра социально-гуманитарных исследований ХНУ имени В.Н. Каразина, специалист I категории кафедры методов социологических исследований социологического факультета