9 июня 2021 г. Институтом Харькова и Офисом реформ Харьковского горисполкома был организован Круглый стол «РЕНОВАЦИЯ ИСТОРИЧЕСКОГО ЯДРА ХАРЬКОВА», где обсуждались градостроительные, экономические и социальные аспекты развития зеленых зон Харькова. Круглый стол исходной точкой формирования концепции развития исторического центра Харькова, проект которой выносится на обсуждение.
Четыре пешеходных квартала вдоль ул. Сумской – ключевой проект для запуска трансформаций исторического ядра Харькова.
Часть улицы Сумской между историческим центром (городской крепостью) и административным центром, который был сформирован в столичный период Харькова, имеет очень важное значение, являясь прямой связью между двумя крупнейшими городскими ядрами (Рис.1). Тем не менее, сегодня этот участок – один из наименее привлекательных, как для туристов, так и для жителей города.

Рис.1. Сумская соединяет два главных центра Харькова
Визуальное восприятие улицы и архитектуры затруднено. «Замусоренность» фасадов рекламой и хаотично размещенные вывески, переполненность автомобилями, парковками, узкие тротуары и плотный поток прохожих препятствуют нормальному созерцанию улицы. Расположение здесь магазинов и учреждений общественного питания невыгодна, а стоимость недвижимости относительно низкая. Серьезной проблемой является недостаточное озеленение улицы, что вызывает сильный дискомфорт при пешеходном передвижении, особенно летом в жаркие дни. Отсутствие организованных парковок приводит к неконтролируемой парковке машин вдоль улицы, что приводит к зауженности ширины проезжей части – количество времени, проведенное в пробке увеличивается, вместе с количеством выхлопных газов, которыми вынужден дышать пешеход (Рис.2). Эта часть улицы с прилегающими к ней четырьмя кварталами совершенно не предназначена для неторопливых пешеходных прогулок между сквером, парком и площадью. Передвижение по улице чаще представляет собой быстрое прямолинейное транзитное движение.

Рис.2. Улица Сумская сегодня
И все это происходит на одной из центральных исторических улиц Харькова с интересной и насыщенной историей.
Улица Сумская возникла одновременно с Харьковской крепостью как дорога на Сумы. В конце ХVIII века она достигла нынешней театральной площади, где проходил земляной вал, окружавший город, и служила связью центральной части (городской крепости) с люнетом – полевым укреплением, которое замыкало с севера пространство между реками.
Интенсивная застройка улицы началась в первые годы ХIХ века, после прокладки шоссейной дороги между Харьковом и Курском. Сначала здесь строились в основном деревянные и глинобитные дома, однако с 1838 г. началась централизованная застройка каменными домами по проектам, утвержденным специальным строительным комитетом. Во второй половине ХIХ века на Сумской улице появились многоэтажные жилые доходные дома, респектабельные здания различных фирм, контор, торговых заведений. К началу ХХ ст. большинство малоэтажных зданий на участке Сумской между нынешней ст.м. Исторический Музей и ул. Скрыпника сменило жилую функцию на коммерческую (магазины, банки, кинотеатры, рестораны), в связи с чем здания были реконструированы, а их этажность возросла (Рис.3). Жилыми оставались доходные дома, при этом их первые этажи также были выведены под коммерческую общественную функцию.

Рис.3 Улица Сумская, 12
Участок Сумской, ограниченный с юга улицей Скрыпника и с севера проспектом Правды – это центр Харькова, сформированный в 1920–1930-е гг. В середине ХIХ века на этом месте еще была окраина: на месте Сада Шевченко был дикий лес, за ним – овраги, напротив – поля и пустыри. Развитие этой территории началось в 1852 г. с момента открытия движения пассажирских дилижансов. Вдоль Сумской были выстроены винные лавки, на Мироносицкой площади (ныне Сквер Победы) образовался хлебный рынок. По инициативе основателя университета В.Н. Каразина на месте природного леса по улице Сумской был заложен Университетский сад, включающий ландшафтный (английский) парк, ботанический сад, обсерваторию и опытное хозяйство (сегодня Сад им. Т.Г. Шевченко). В 1886 г. на северо-восточной части сада, где были естественные овраги и водоемы, был открыт зоопарк.
Формирование нового городского центра началось с 1920-х годов с приходом к власти большевиков: за короткий срок был возведен ансамбль административного центра и заложена площадь Дзержинского (ныне Площадь Свободы). В 1930-е годы Профсоюзный сад (открытый в 1927 г. между ул. Рымарской и Университетским садом) и Университетский слились в городской сад, позднее названный Садом им. Т.Г. Шевченко. Этот сад и примыкающая к нему площадь Свободы создали огромное пешеходное пространство, которое удобно связало новый жилой район Загоспромья со старым центром.
Многие памятники архитектуры и ценные объекты рядовой исторической застройки, которые свидетельствуют о богатейшей истории улицы Сумской, сейчас находятся в плачевном техническом состоянии. Они не получают того нового функционального наполнения, которое могло бы сделать среду городского центра более привлекательной, повысить капитализацию территории, а сами здания отреставрировать. В данный момент кварталы на участке между двумя городскими центрами работают только в пределах внешнего периметра, практически отсутствует возможность попасть внутрь кварталов, пройти их насквозь и перейти на параллельные улицы – например, на Рымарскую или Гоголя. Случайные проходы внутрь кварталов не благоустроены, не озеленены, часто наполнены ветхой малоэтажной застройкой, являются местами постоянного пребывания девиантного населения (Рис.4)

Рис.4. Техническое состояние зданий и дворов по ул. Сумской
Описанная ситуация неуклонно ведет к снижению уровня жизни города, низкой капитализации его территории, ухудшению здоровья горожан, торможению формирования местных сообществ, оттоку горожан из центра в поиске более привлекательных и благоустроенных районов. Формируется и закрепляется «перевернутая модель», противоположная тенденциям и моделям, которые развиваются во всем цивилизованном мире, когда приоритет в передвижении по городу отдается пешеходам, велосипедам и общественному транспорту.
Результаты предыдущих этапов проектной работы с территорией “Четырех кварталов”. Попытки переосмыслить и перезапустить главную улицу города предпринимались несколько раз. Однако, дальше проектных предложений и демонстрации их горожанам процесс не происходил.
Так, в октябре 2003 г. в Харькове состоялся международный проектный семинар «Architectural ambulance» – «Архитектурная скорая помощь». Тема воркшопа «Харьков – городской квартал» была связана с поиском решения проблем, которые возникают при появлении новой застройки в кварталах исторического городского центра. В нем приняли участие ведущие харьковские проектные бюро, клуб «РодДом», Международный институт урбанистики и регионального развития (МИУРР), международная неправительственная организация «Харьковский клуб», студенты и преподаватели Харьковского государственного технического университета строительства и архитектуры (сейчас ХНУСА). Кураторами проекта выступили международные эксперты-архитекторы. В семинаре приняли участие архитекторы из восьми стран – Англии, Германии, Голландии, Польши, России, США, Украины и Швеции.
Организаторы семинара ставили перед собой несколько целей, которые были реализованы: объединить в коллективном проектировании группу архитекторов-профессионалов из разных стран; задать новый уровень понимания проблем города; сопоставить отечественные и европейские методики реконструкции исторического городского окружения, выявить подходы и реализовать их в концепциях развития кварталов харьковского центра; способствовать развитию неформальных профессиональных контактов украинских архитекторов, непосредственной интеграции нашего профессионального сообщества в мировой художественный процесс. Кроме того, результатом совместной работы стал свод приемов правильного ведения проектной работы, которые могли бы быть переведены в общезначимые законы и правила. Уже тогда необходимость изобретения и применения новых подходов и принципов развития города была очевидной: в постсоветском градостроительстве отсутствовали регулирующие правила, а бессистемное вложение локальных инвестиций разрушало сложившуюся структуру городов. В результате работы семинара был поднят вопрос о том, что для нормального развития городской ткани необходима разработка правил зонинга и регуляторы, которые бы обеспечивали следование этим правилам для всех участников градостроительных процессов. Город получил неожиданный и разнообразный материал для размышлений о путях дальнейшего развития – смена единицы городской реконструкции – с отдельного дома на квартал; принципиальное расширение круга людей, участвующих в обсуждении проблем городского развития; формирование рынка проектирования жилья и квартальной реконструкции как нового единого сектора в структуре рынка проектных услуг и выведение на этот рынок авангардистских проектных групп; конфронтация привычных отечественных подходов с методами работы западных европейцев и др.
В рамках семинара было разработано две визии развития квартала, ограниченного ул. Рымарская и ул. Сумская. Главная идея первого варианта реконструкции квартальной застройки заключалась в том, чтобы обеспечить взаимодействие квартала с городом. В северной части была организована небольшая площадь, которая объединилась в единое пространство с площадью перед Оперным театром. Также рассматривался вариант организации перехода и создание интересного бокового фронтального фасада квартала, который будет выходить на площадь непосредственно ее ограничивая, без существующего проезда. Проектная группа выявила здания, которые должны были сохраниться в квартале – это памятники архитектуры, и ценная, интересная застройка, которая отражает характер местной архитектуры. Также было предложено новое разделение земельных участков в рамках квартала, для которых был подробно описан порядок землепользования. При этом реализовывался принцип смешанного использования. Разрешенными видами использования были выбраны – жилье, офисы и общественные учреждения (Рис. 5).

Рис.5. «Architectural ambulance», проектное предложение группы 3А
Проектировщики, которые разрабатывали второй вариант развития этого квартала, отметили плотные потоки пешеходного движения по периметру квартала, которые, однако, нигде не проникают внутрь квартала. Проектом предусматривалась такая организация пешеходного движения, чтобы оно вовлекалось в глубину территории квартала, встречая на своем пути ряд вновь созданных площадей, имеющих социально-культурное значение для всего города. Были предусмотрены поперечные движения, равномерно рассекающие квартал. Таким способом, архитекторы надеялись достичь активизации жизни этого квартала и усилить его влияние на жизнь городского центра. Реализация этого проекта была разбита на стадии строительства, которые будут зависеть от готовности и очередности вложения инвестиций, контроль над реализацией проекта будет возложен на городскую власть (Рис.6).

Рис.6. «Architectural ambulance», проектное предложение группы 3АЕ
Результатом проектного семинара стали проектные концепции развития и других исторических кварталов городского центра (улицы. Краснооктябрьская, Конторская, Мельникова, Полтавский Шлях, Чернышевская, Лопанский переулок).
В 2010 г. была предпринята вторая попытка проработать территорию развития четырех кварталов на ул. Сумской – преподавательский коллектив архитекторов и студентов ХНУБА (рук. И. Лялюк) проанализировал текущее состояние территории и предложил свое видение ее развития.
Развитие кварталов было рассмотрено с точки зрения стратегических целей развития города – главным градообразующим фактором являются не фабрики и заводы, а культурный ландшафт города. Было проведено сравнение насыщенности культурной жизни Харькова с другими европейскими городами, и выявлено необычайно большое отставание развития сети культурных и спортивных учреждений.
Проектная группа проанализировала сложившиеся общественные пространства города. Было выявлено, что в большей части города общественные пространства вообще отсутствуют, а расположенные в центральной части города – не удовлетворяют потребностей горожан в полной мере из-за своей функциональной ограниченности.
Для изменения ситуации архитекторами было предложено трехстадийное преобразование центра: 1) организация пешеходной улицы на выходные и праздничные дни; 2) перенос движения на соседние улицы, организация альтернативного транспорта, строительство перехватывающих парковок; 3) строительство транспортных подземных туннелей. Опираясь на актуальный историко-опорный план, было предложено санировать территорию потенциальной пешеходной зоны от дисгармонизирующей застройки и объектов, которые находятся в неудовлетворительном состоянии, выявить малоэтажные объекты и разработать варианты повышения их этажности (Рис.7). Большое внимание проектировщики уделили также дворовым пространствам, считая их потенциальными пространствами активного времяпрепровождения горожан, они предложили наполнить их разнообразными социокультурными функциями для того, чтобы увеличить полезный периметр территории (Рис.8, 9). Предполагалось, что такие меры не только привлекут в центр горожан и гостей города для рекреации и приятного проведения времени, но и стимулируют формирование городских сообществ, которые обоснуются в данных пространствах, обеспечивая устойчивость городской среды.

Рис.7. Санация по улице Сумской

Рис. 8. Увеличение полезного периметра

Рис.9. Матрица функций для наполнения пространства кварталов
В результате работы были продуманы инструменты капитализации территории: 1) убрать активное движение транспорта (Рис. 10), который мешает работе коммерческих заведений; 2) развить коммерческую активность внутри кварталов. Данные шаги повысят стоимость недвижимости и реализуют спрятанные до этого ресурсы развития внутриквартальных пространств и застройки, сформируют запрос для ее реконструкции и реставрации.

Рис.10. Положительное влияние превращения улицы в пешеходную для капитализации
В 2016 г. вопрос создание пешеходной зоны в центре города был поднят снова на уровне городских активистов. Члены общественной организации «Общество участников движения» представили городским властям свою концепцию создания пешеходной туристической зоны в центре Харькова. Правда, они рассматривали не часть ул. Сумской, которая соединяет два центра, а только историческое ядро города (улицу Квитки-Основьяненко, верхнюю часть улицы Университетской), а также прилегающие переулки. Проект предусматривал освобождение этой территории от автомобильного движения и парковок, создание комфортных и безопасных условий для передвижения пешеходов – жителей и гостей города, включая людей с особыми потребностями.
Благодаря работе городского совета по благоустройству зеленых зон, к 2020-м гг. город приобрел качественно новые пешеходные и прогулочные парковые и развлекательные территории – сад им. Т. Г. Шевченка, Городской парк, Саржин яр и др. Тем не менее, проблема необходимости создания пешеходной зоны в центре осталась нереализованной и актуальной.
Виды активности в публичных местах. Создание удобных и доступных физических пространств, стимулируют развитие социокультурных связей и формирование многообразия активностей, которые заполняют данные пространства. В некачественных городских пространствах можно найти только необходимые активности, т.е. люди там находятся, только потому что у них нет другого выхода. Например, идут по этой улице, потому что это кратчайшее расстояние до точки назначения, у них на этой улице работа, дом или школа. В качественных же городских пространствах можно наблюдать не только необходимые активности, но также множество рекреационных и социальных активностей. Эффективные городские пространства можно сравнить с интересным праздником или вечеринкой, где люди остаются дольше, чем планировали, поскольку им комфортно и они хорошо проводят время.
Можно выделить три основные вида таких активностей – это повседневные (необходимые) активности, необязательные активности (городской отдых) и социальные активности. Последние виды активностей жителей как раз и являются ключевыми для оценки качества городской территории.
Повседневные (необходимые) активности – это то, что нам приходится делать в городском пространстве. Идти в школу, ждать автобус, делать покупки или идти на работу. Эта активность происходит независимо от качества городского пространства и только потому, что люди вынуждены выходить и пребывать в этом пространстве, независимо от желаний и предпочтений. Хороший/правильный город обеспечивает благоприятные условия для многих повседневных активностей и будет сохранять, и поддерживать эти активности все время.
Необязательные активности (городская рекреация), которые становятся привлекательными для пешеходов, когда климатические условия, окружение и пространство в целом доброжелательно/гостеприимно и привлекательно. Эта активность происходит только при высоком качестве городской среды. Хороший/правильный город обладает множеством пространств с необязательными активностями. Людям нравится находится в городе, они ощущают, что пространство привлекательно/приятно и они прибывают в нем продолжительное время. Качественные, привлекательные города всегда узнаваемы благодаря тому, что многие горожане проводят время в общественных пространствах.
Социальные активности происходят, когда люди собираются с намерением или целью в одних и тех же пространствах. Например, смотреть, слушать, общаться другими людьми, принимать активное или пассивное участие в мероприятии. Хороший/правильный город помимо веера повседневных активностей предлагает также привлекательные городские рекреационные пространства, поэтому многие люди могут использовать их для встреч, разговоров, экскурсий, прогулок. Таким образом, город становится живым и красивым, предназначенным для людей.
Процессы капитализации территории после превращения ее в пешеходную зону. В 1970-х годах городские пешеходные территории стали рассматривать как Центральный коммерческий квартал, или Central Shopping District. Модель коммерческого центра включает в себя центральный торговый район, охватывающий не более 6 пешеходных кварталов (Рис.13). Для коммерческих предприятий, расположенных в данном районе характерна принадлежность к сети, большой товарооборот и популярность. Он представляет собой структуру, плотно наполненную отдельными розничными торговцами, предоставляющими различные товары и функции и конкурирующие между собой. Такая концентрация предложений делает коммерческий центр привлекательным для потребителей.

Рис. 13. Торговая структура города
Вокруг центрального коммерческого торгового квартала предполагается расположение торгового квартала (Shopping District), в котором концентрация розничной торговли меньше, однако ее коммерческая структура более разнообразна – те предприятия, которые не могут себе позволить арендную плату в центральном коммерческом квартале, расположены здесь. Степень конкурентности остается высокой.
Вокруг торгового квартала располагается торговая окраина или Shopping Fringe. Данная зона важна для бизнеса, который или очень специализирован или поставщики уникальных услуг. Степень конкуренции значительно снижена и предприятия обслуживают большую географическую территорию.
За пределами торгового центра располагается рыночный район (Market District) с крупными супермаркетами и гипермаркетами, а также другие виды коммерческой деятельности, которые требуют значительного количества места. Создание культурного ландшафта городского центра. Важно отметить, что для создания культурного ландшафта города необходима стадийность в разработке и построении качественного городского пространства. Первым шагом на этом пути может стать организация пешеходной улицы на выходные и праздничные дни, а также благоустройство “карманов” и внутриквартальных дворов для создания и поддержания там социально-культурной, творческой и коммерческой активности (Рис.14). Следующим шагом может стать работа с трафиком, – тут нужен более глобальный подход, который требует глубокого предварительного изучения и проработки, – это перенос движения транспорта на соседние улицы и строительство перехватывающих парковок (Рис.15).

Рис. 14. Внутриквартальные пространства вдоль улицы Сумской

Рис.15. Локации размещения паркингов
На сегодняшний день реальной мерой начального этапа реабилитации пространства четырех кварталов прилегающих к улице Сумской может стать организация пешеходной улицы на выходные и праздничные дни. Но перекрытие автотранспортного движения еще недостаточно для гармонизации ситуации. Для формирования качественной городской среды, т.н. культурного ландшафта города, привлечения в город не только посетителей из пригорода, но и из других городов Украины, для создания условий и возможности развития бизнеса, и как следствие повышения капитализации центральных пространств города, необходимо привлечь туда пешехода и потенциального посетителя коммерческих заведений. Для этого необходимо, чтобы горожанам и гостям города было приятно и комфортно посещать и находиться в этих пространствах. Выделим три т.н. “выгоды” для потенциального посетителя: чувство защищенности, ощущение комфорта и получение удовольствия/приятных эмоций – эстетического и физического. Для организации посетителям каждой “выгоды” необходимо создать ряд возможностей и применить инструменты для решения вопросов, которые могут препятствовать получению “выгод” для пешехода-горожанина. Рассмотрим препятствия, возможности и потенциальные инструменты для создания качественной городской среды.
Выгода 1. Чувство защищенности.
Трафик и плотность уличного движения – этоважный фактор, поскольку городская среда несомненно становится менее комфортной из-за шума и дыма, пешеходное пространство сужается, и повышается вероятность дорожных инцидентов, что является напрягающим фактором для горожан. Для нейтрализации неблагоприятного воздействия активного уличного движения и формирования у горожанина чувства защищенности от дорожных происшествий, пыли, дыма, шума может быть предложено полное или частичное перекрытие трафика на праздничные и выходные дни, озеленение уличных пространств, создание уютных “карманов” и обустроенных внутренних двориков для пешеходов (Рис.16). Эти внутренние пространства необходимо обустроить и спланировать так, чтобы они потенциально могли вмещать и совмещать различные функции: общепита, торговли, развлечения, спорта, выставки, образование, офисы и обязательно должно присутствовать жилье.

Рис.16. Функциональное наполнение дворов
Безопасность. Недостаток проживающих в городском центре жителей создает пустынные места в ночное время, люди подобные территории обходят стороной и этот факт резко ухудшает качество городской среды. Для того, чтобы городское пространство было безопасным в нем должна поддерживаться круглосуточная активность и должна присутствовать жилая функция.
Итак, для того, чтобы создать востребованные безопасные пространства необходимо насытить его разнообразными функциями, которые сменяют друг друга, накладываются и пересекаются во времени и пространстве. Для разнообразия активностей нужно привлекать различные типы сообществ в рассматриваемую среду: бизнес-сообщества, творческие сообщества, сообщества по интересам (квесты, диггеры, роллеры, ролевики, скейтеры, велосипедисты, коллекционеры, любители настольных игр, любители кино и пр.) и т.д. Эти сообщества имеют свои временные периоды распределения в пространстве в течении суток и создается ситуация беспрерывного функционирования территории. Например, в утреннее и дневное время будут наиболее активны бизнес сообщества, в дневное – сообщества по интересам, в вечернее время – наиболее активными будут творческие сообщества. Для каждого из них нужно создать необходимые условия (требования морфологии): например, нужно предусмотреть сцену, источники звука, экран или место для экспозиции. Только при тщательном планировании станет возможна перекрестная и посменная разнообразная активность в городском пространстве.
Выгода 2. Комфортная среда.
Прогулки. Плохие условия для пешеходных прогулок препятствуют комфортному передвижению и создают сложности для пешеходов, особенно тех, у кого особые потребности (мамы с детьми, пожилые люди, инвалиды). Недостаток визуальных ориентиров, множество подземных и наземных переходов, беспорядочный облик уличных пространств приводят к дискомфорту, дезориентации и тотальному замешательству пешехода.
Для привлекательных прогулок нужно обеспечить комфортную среду, уютные пространства для остановки, благоустроенные внутренние дворы, интересный облик улицы, эстетичные фасады, хорошие покрытия, безбарьерность, хороший доступ к важным точкам, меньше пешеходных преград, удобные пересечения путей, доступные каждому горожанину подъемники и пандусы.
Места для пребывания горожан. Городская жизнь – это не только прогулки. Когда возможность для отдыха в удобно расположенных и дружелюбных локациях отсутствует, публичные пространства превращаются в сугубо транзитные. Как следствие городская среда беднеет, поскольку возможностей для приятного времяпровождения в ней нет. Для здоровой городской атмосферы важно наличие привлекательных пространств для комфортного “стоянок” горожан (Рис. 17).

Рис. 17. Пешеходные зоны вместо автомобилей, Нью-Йорк
Это пространства для остановок/отдыха/развлечений. Таким образом, создание возможностей для “остановки” – т.н. курдонеров и пространственных “карманов” становится одной из первостепенных задач. Тут необходим комфортный микроклимат пространств с тенистыми и доступными для солнечного света локациями, нужно сделать удобные места для сидения и качественные покрытия. Отсутствие травмоопасных участков, хорошая освещенность и освещение, защищенность от шума,привлекательный интерьер локаций, создание и поддержание возможности многофункциональности пространств – все это способствует зарождению и поддержанию активностей в городской среде.
Визуальный ряд пространств, слышимость, общение, социо-культурное взаимодействие. Когда беседа становится невозможной из-за городского шума, люди не стремятся общаться в таких пространствах и тогда из городского ландшафта исключается важная составляющая – социальное взаимодействие. Наслаждение красивыми видами и общением во время остановок и пеших прогулок по городу – часть городской жизни и делает впечатления от прогулки более полным. Памятники архитектуры и ценная историческая застройка, которые в достаточном количестве присутствуют на рассматриваемой территории, а также истории известных личностей (Л. Быков, Л. Курбас, В. Маяковский и многие другие) и событий, которые так или иначе связаны с улицей Сумской безусловно являются потенциалом, который необходимо раскрыть (Рис.18). Нужно сделать возможным для пешехода и экскурсанта быть вовлеченным в культурно-исторический дискурс Харькова. И конечно же для подобного ознакомления и погружения необходимы комфортные условия: это нешумность, незадымленность, приятный микроклимат (озеленение и навесы) локаций. Создавая возможность привнесения образовательной функции, необходимо учесть также места для сидения в случае проведения лекториев и мастер-классов.

Рис. 18. Историко-опорный план
Активности и взаимодействия. При создании публичных пространств следует учесть и прочие городские активности – это катание на скейтах, роликах, бег трусцой, велосипедные прогулки, занятия йогой, занятия для отдельных возрастных групп, а также и дневные\ночные, летние\зимние виды активностей. Для этого важно создать и благоустроить пространства, располагающие к физической активности, играм, развлечениям в режимах день/ночь, лето/зима.
Выгода 3. Положительные эмоции. Физическое и эстетическое удовольствие.
Микроклимат. Как упоминалось ранее, необходимо обеспечить условия для приятных прогулок и остановок. Пешеходам нужна защита от ветра, сквозняков, дождя, снега, холода; нужно создать возможности для пребывания на солнце (в холодное и прохладное время года) и пространств умеренной затененности (в жаркую пору).
Эстетические параметры важны для восприятия качества городской среды. То, к чему мы прикасаемся, на что мы смотрим вблизи или на расстоянии, формирует наше эмоциональное состояние. Грязные неухоженные улицы, обветшалая застройка, разрушающиеся фасады домов, плохое освещение и пр. рассказывают нам о неблагоустроенном и запущенном городском пространстве. Архитектура и ее ухоженные фасады, грамотная ее реставрация и реконструкция, грамотное выведение систем кондиционирования, насыщение пространства зеленью, благоустройство, хорошее освещение в темное время суток, качественная отделка и покрытия, масштабность зданий создают среду привлекательную для человека. В такие пространства горожане будут приходить для того, чтобы отдохнуть и получить приятные впечатления.
Обеспечение горожанина чувством защищенности, организация комфортной среды и положительных эмоций возможны уже сегодня. Благоустройство и освоения нескольких внутренних дворов кварталов (пилотных малых проектов), которые требуют наименьшего вложения, и перекрытие автотранспортного движения на выходные и праздники положат начало дальнейшей работе над культурным ландшафтом городского центра, приведут к повышению капитализации города и улучшению качества городской среды.
Пешеходные зоны украинских городов. Вопрос о создании пешеходных участков регулярно поднимается в украинском профессиональном сообществе.
Одним из удачных примеров практической реализации проекта создания пешеходного центра является Львов (Рис.19). Здесь пешеходную зону создали более 10 лет назад – 26 улиц и площадей в историческом центре были перекрыты для движения автомобилей. В результате закрытия части улиц для автомобилей на улицах стало гулять больше людей – появилось озеленение, общественные места, летние площадки, активировалась коммерция, значительно увеличилось количество кафе, ресторанов, сформировалась культура проводить время на улице. Стоимость недвижимости выросла, ночная жизнь стала активнее.

Рис. 19. Пешеходная зона Львова
В центр города автомобильный транспорт пропускается только за удостоверениями, действует система боллардов, которые опускаются только для проезда трамваев, спецтранспорта, машин жителей и служб доставки. В центре курсируют трамваи. Улицы по периметру пешеходной зоны стали местами с плотно припаркованными автомобилями, практически все паркоместа там платные (Рис. 20).

Рис. 20. Новые пешеходные улицы внутри транспортного кольца, Львов
В Ивано-Франковске первая пешеходная улица появилась в конце 1980-х гг. – ул. Независимости. Решение создать пешеходную зону, которая бы охватила большую территорию и включила несколько центральных улиц было принято весной 2017 г. В результате был проведен капитальный ремонт нескольких улиц, на них движение автотранспорта было полностью перекрыто, на других запретили транзитное движение и оборудовали закрытые платные парковки.
Благодаря этим изменениям центральная часть города наполнилась жизнью, активизировался бизнес (преимущественно, предприятия питания), розничные магазины получили возможность привлечь случайного покупателя, расширились зоны проведения различных ивентов. Для повышения привлекательности пешеходного движения маркируются пешеходные переходы, расширяются тротуары. Большое внимание уделяется удобству пребыванию на улице маломобильных людей. В пешеходной зоне устанавливают уличную мебель, велопарковки, цветники, проводятся мероприятия по озеленению.
С 2021 г. к созданию пешеходного ядра в центре города приблизилась и Одесса – было принято решение ограничить въезд автомобильного транспорта в выходные дни.
Инструменты создания положительного имиджа проекта создания пешеходных районов. Фестивали – это популярные мероприятия, целью проведения которых является привлечение внимания широкого круга людей и в которых участвуют как местные жители так и гости города. Городская фестивальная деятельность важна для развития города, поскольку он создает рабочие места, стимулирует участников генерировать креативные идеи, обеспечивает дополнительный приток денег в город (одновременно с наплывом туристов), создает положительный имидж городу.
Кроме того, фестивали являются основой для создания новой инфраструктуры, они могут стать точкой развития городских территории – временные места для питания, защиты от жары, холода, места для ночлега, покупки сувенирной продукции могут превратиться в постоянные.
В Харькове уже более 10 лет проводятся различного формата фестивальные мероприятия, инициируемые как городским советом, как и местными инициативными группами. Большое часть мероприятий, ориентирована на создание положительного имиджа отдельных локаций города.
Так, уже несколько лет в Харькове организовывается “День одной улицы”. На один день пешеходными становились улицы Гоголя, Искусств, Университетская. Цель мероприятия показать горожанам, что Харьков – это интересный и красивый город. В рамках проведения фестиваля были запланированы лаборатории ненаправленных действий, экскурсии по городу, квесты и мастер-классы, детская площадка, зона отдыха, dj-сет и кино под открытым небом.
В 2016 году в рамках Европейской недели мобильности с 10.00 до 22.00 была перекрыта улица Квитки-Основьяненко и проведена акция, целью которой была попытка обустроить пешеходное пространство города и наполнить его жизнью, а не паркингом. В течение дня на улице были представлены: кино на улице, уличная поэзия, музыка, театр, танцы, фотосушка, прокат велосипедов, конкурсы рисунка, программа, уличные игры и т. д.
Ежегодным стал и #САМІСОБІФЕСТ – городской фестиваль, который своей целью ставит создание в Харькове open-space пространств для проведения культурных мероприятий и объединение людей в творческое комьюнити. Фестиваль представляет собой ярмарку, которая сопровождается музыкальной программой, а также выполняет развлекательную и социально-трансформирующую функции: барахолка, архитектура, уличная еда, образование, лекторий, мастер-классы, выставки местных художников и фотографов, музыка. В прошлом году фестиваль был проведен в переулке Воробьева (Рис.21). Благодаря проведению фестиваля было создано несколько креативных сообществ, которые продолжили свою деятельность вне рамок фестиваля.
Не меньшее значение для центра города имеют ежегодные акции и мероприятия – Plan B, Парад-фест, Международный день музеев, День истории и многие другие, направленные на популяризацию городской жизни, посещение учреждений культуры, формирование новой идентичности мест в городе, просветительскую и краеведческую деятельность.

Рис.21. Проектная концепция для #САМІСОБІФЕСТ в переулке Воробьева
Вывод. Очевидно, что состояние сложившейся городской среды нуждается в неотложной реабилитации, тщательном изучении проблем и программе поэтапного их решения. Первоочередные задачи, которые стоят перед городом это: создание методики определения капитализации развивающихся территорий; выстраивание гибких пошаговых инвестиционных программ; разработка программы работы с множеством различных собственников; разработка бизнес-планов для реализации “дворовых” и “уличных” функций.